ЮРИЙ МАЙНД

КАК ДОСТИЧЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ
ЗА 15 МИНУТ?
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ

Вчера мне посчастливилось побывать на сатсанге молодого парня, который полгода назад получил "просветление". Просветление - чудное волшебное слово, которое как магнит притягивает наше внимание. А что, можно ли реально стать просветленным?
Мы же с вами практики осознанности. Для нас любая задача - всего лишь задача, какой бы великой она ни казалась. Узнай как достичь цели и достигни - девиз осознанной личности. Так давайте же взломаем это понятие, просветление, и поймем как оно достигается и, не откладывая в долгий ящик, достигнем его.

Прежде всего, надо принять во внимание, что просветление, чем бы оно ни было, переживается людьми, по сути, такими же как и мы, и, следовательно, оно вполне достижимо. Чем же отличается "просветленный" от простых смертных? Вспомним самого знаменитого просветленного, с которого и начинается история всех просветленных, Будду.

Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) (потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально — «пробудившимся») и Полностью совершенным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («так пришедший/ушедший»)

Будда, это не просто глубоко уважаемый и даже обожествляемый человек - это статус. Статус приобретаемый. И, в принципе, его может приобрести любой человек, в том числе и ты. Для этого нужно понять то, что понял будда, и пережить опыт, переживаемый буддой. Что же знает будда, чего не знают все остальные? Почему его называют Пришедший/ушедший, откуда он уходил и куда пришел?

Если мы припомним историю Сиддха́ртхи Гаута́мы, то вспомним, что он, наследный принц, всю жизнь прожил во дворце, в удобстве и роскоши, в локальном информационном поле, тщательно отгороженном от внешнего мира нищеты, болезней, насилия и смерти. Когда же он покинул пределы дворца, сознание его столкнулось лицом к лицу с миром страданий. И этот контраст до глубины души потряс юного принца. Он разочаровался во всем мирском блеске и удалился в дикие леса, где и погрузился в глубокие размышления. Итогом этих размышлений стала базовая концепция буддизма:

Четыре благородных истины:
1. Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание (неудовлетворенность).
2. У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования и изменения, а также несуществования, которая основана на ложном воззрении человека о постоянстве своего «Я»).
3. Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины).
4. Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).

Восьмеричный путь — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары, лежит, будучи срединным путём, посередине между приверженностью мирским удовольствиям и самоистязанием.
Теперь становится немного яснее откуда и куда нужно идти - из сансары в нирвану. Что же это такое сансара и нирвана?

Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма сансара рассматривается как результат невежества в понимании своего истинного «Я», невежества, под влиянием которого индивид или душа принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.
ВОТ, ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ, ЧТОБ СТАТЬ БУДДОЙ: ПОНЯТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ "Я" И "ИСТИННЫМ Я"
Итак, в буддийской традиции наш мир понимается как сансара, пространство в котором "Я" склонно принимать иллюзии за реальность, отождествлять себя с отдельной личностью с ограниченными возможностями и вступать в цикличные процессы, увлекаясь ими настолько, что вырваться из них становится крайне затруднительно. Чрезмерная же увлеченность этими процессами становится причиной многочисленных страданий. Чтоб избавится от них нужно понять разницу между тем, чем кажется себе "Я" внутри сансары и "Истинное Я" вне ее, само по себе.
Прочувствовать разницу между этими двумя "Я" можно на множестве примеров из нашей "иллюзорной" жизни: Например, ваша должность на работе тоже своего рода "иллюзорное я" относительно "я вне работы". И есть немало людей, настолько срастающихся со своей должностью, что уже не мыслят себя никак иначе. А если на работе происходят неприятности, то для такого человека, чрезмерно вовлеченного в свою работу, неприятности на работе становятся причиной ужасных страданий. Работа для него имеет намного большее значение чем, к примеру, семья, личная жизнь, творчество и даже сама жизнь. Это микросансара. А вот вспышка осознания, что "я" - это не только должность, но и просто человек - микропросветление.
Здесь важно обратить внимание на очень сильную мысль: просветление не есть нечто принципиально уникальное и необычное, а потому вовсе не трудно-достижимое для простого человека. Микро-просветления мы испытываем всякий раз, когда вспоминаем, что мы не роль, а тот, кто ее играет. А микро-освобождения мы испытываем всякий раз когда выходим из какой-либо игры. Выходя из игры мы оставляем в ней все печали и радости, причины и следствия (карму) и переходим в состояние "вне игры", в состояние Нирваны.

Нирва́на, Нибба́на (от санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna — «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в сансаре.

Вы понимаете, что я сейчас делаю? Я заменил загадочные санскритские термины на их смысловые аналоги в нашем родном языке. Затем, понимая смысл, ранее таких загадочных явлений как сансара, нирвана, мокша (освобождение) я нашел их проявление в нашей обычной жизни. И вот теперь, осознав, что это самый обычный логический процесс разотождествления с ролью и выхода из игры, который проделывает каждый обычный ребенок по двадцать раз на день, мы можем приступить к последнему этапу, отделяющему нас от просветления.

НУЖНО ОСОЗНАТЬ, КАК МЫ ВЫХОДИМ ИЗ ИГР
Самое трудное мы уже сделали - сделали непонятное понятным. Ясно же, что если осознать как мы выходим из игр вообще, то станет понятно как выйти из игры под названием жизнь.

В предыдущей статье я предложил свое мнение о том, что такое концентрация и медитация. Я склоняюсь ко мнению, что это по-сути процесс фокусировки и расфокусировки внимания. Фокусировки внимания на чем? На роли. Мы можем фокусировать (концентрировать) свое внимание на роли, погружаясь в игру. А можем расфокусировать (медитировать) свое внимание, разотождествляясь от роли и всплывая из игры. И ничего такого необычного в этом нет, это делаем мы все помногу раз на дню, правда неосознанно. Теперь же, осознав, чем мы занимаемся, мы можем использовать навыки концентрации и медитации для осознанного выхода из глобальной игры под названием Жизнь (если хотим). Согласитесь, все становится намного проще, если вместо того, чтоб нагонять эзотерического тумана, посмотреть на вещи просто, как они есть.

Теперь вы можете припомнить свой личный опыт выхода из игр, а его более чем предостаточно. Каждый из нас играет множество ролей, входит и выходит из множества игр. Возьмите пример с учебой в школе, где вы входили в роль ученика. Все же учились в школе. Вы же помните как были важны для вас оценки в дневнике пока вы учились, сколько радостей и печалей они приносили. Но все это работает только пока вы считаете себя учеником. Школа заканчивается, вы перестаете считать себя учеником, и все эти 9-11 лет школы превращаются в сон. Теперь осознаем, что мы сделали, чтоб реальность школьных лет превратилась в иллюзию?

Прежде всего происходит концептуальное переосознание себя. Если раньше мы считали себя школьниками, то после школы мы школьниками себя уже не считаем. А кем мы себя считаем? Просто людьми. Просто человек намного более свободен, чем ученик. Просто человек может в потенциале быть кем угодно. Ученик же подчинен школьным правилам, правилам игры, под названием "школа". У ученика есть определенный распорядок дня, расписание уроков на неделю. Это цикл, повторяющийся изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Чем не сансара? И чтоб из нее выйти естественным путем нужно закончить школу. Можно это сделать и досрочно, просто разотождествившись с ролью ученика. Просто решить: я не ученик.

Абсолютно то же самое делает и Будда, он решает, что:
Я НЕ ЧЕЛОВЕК, Я ИГРАЮ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА.
ВСЕ ЧТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ - ИЛЛЮЗИЯ.
Однако, я есть нечто большее. Размышления на тему, что такое это "большее", порождают целую иерархию степеней абстрагирования (отдаления) от привычной роли человека. Отбрасываем социальные роли, затем отбрасываем физическое тело, затем душевное (то, что и переживает цикл смертей-перерождений) и, в итоге, рано или поздно, приходим к наивысшей абстракции - полному НИЧТО, относительно которого все есть иллюзия.

Допустим вы решили, что вы не человек, что дальше? А дальше следует перефокусировка внимания. Возвращаясь к примеру с учеником можно заметить как происходит перефокусировка внимания человека после окончания школы. Раньше, пока вы учились, ваше внимание было приковано к множеству вещей связанных именно со школой. Как только школа закончилась, фокус внимания переводится на другие вещи. Какое-то время вы еще по инерции бережно храните свой школьный дневник в ящике стола, но рано или поздно и эта святыня отправляется в мусорное ведро.

Вот точно также и будда (просветленный) по другому распределяет свое внимание. Он смотрит на эту жизнь как бы со стороны. Спокойно и безмятежно. А что волноваться, это ж иллюзия, причем временная. И внимание его постепенно перетекает за пределы жизни. Он фокусируется не на своей роли, а на себе самом, "внеролевом Я".
ЗА ЛОГИЧЕСКИМ ПЕРЕОТОЖДЕСТВЛЕНИЕМ СЛЕДУЕТ ПЕРЕФОКУСИРОВКА ВНИМАНИЯ
Мы бы вероятно ничего бы и не знали о просветлении, освобождении и всем остальном, если бы Будда не возвращался. Он как ученик, который бросил школу, пожил годик в деревне у бабушки, и потом снова вернулся в школу. Там он рассказывает про жизнь без расписания, без уроков, звонков, перемен, учителей и двоек. И его рассказы вызывают удивление и зависть других учеников. Надо же, вместо скучных учебников можно пойти на рыбалку, разжечь на берегу реки костер, поиграть на гитаре, никаких домашних заданий, свобода и вечное наслаждение. Одно слово - Нирвана!

Вот так и мы каждое утро возвращаемся сами не знаем откуда. Берем свое тело, надеваем его как школьник надевает школьную форму и идем в школу, под названием "жизнь". Мы ищем Нирвану где-то далеко. Думаем ее надо достигать. А что если она уже тут, как пустота между строками по которым сейчас бежит твой взгляд? Ты уже в Нирване. Ты никогда ее не покидал. Ведь ты и есть - Нирвана.
Пути к счастью не существует. Счастье и есть - путь.
Будда
Прокомментируй и поделись
ХОЧЕШЬ ПЕРВЫЙ УРОК БЕСПЛАТНО?
"ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ"
ДУМАЕШЬ ПЕРЕЙТИ ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ?
ОНЛАЙН-КУРС "ПРОБУЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ"
1 неделя
обучения онлайн
5 уроков
развития мышления
5 упражнений
наработки навыков
ЮРИЙ МАЙНД
ЧТО ТАКОЕ ЙОГА?
КТО ТАКОЙ ЙОГ? ЦЕЛЬ ЙОГИ?
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ
Made on
Tilda