Разобраться с «Мокшей» для меня было самым сложным. Если на толкование всех предыдущих понятий у меня ушла всего неделя, то на размышления об одной только «мокше» ушло две недели. Почему? Потому что толкования этого понятия довольно противоречивы. Но все же, как мне кажется, мне это сделать удалось. Но обо всем по порядку. Начнем с цитаты из википедии.
Мо́кша – с санскрита «освобождение», или му́кти в индуизме, джайнизме и раннем буддизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары), от всех страданий и ограничений материального существования.
В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же, как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары), и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души. Такой освобождённый называется «освобождённый при жизни» — «дживанмукта».
Последователями адвайты мокша понимается как осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство (ананда). Для них мокша является высшим совершенством на пути йоги и характеризуется отсутствием желаний: обусловленное сознание «имён и форм» уже растворилось и проявилась вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами этого материального мира майи. Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно, как нирвана, хотя буддийская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.
Это все была цитата из википедии. Теперь перейдем к моим личным предположениям. Самое близкое понятие в русском языке к понятию "мокша" - это "счастье". Но "счастье" тоже можно понимать по-разному, и вы сейчас в этом убедитесь.
Почему для меня было так важно понять, что такое «мокша»? Дело в том, что о целесообразности процесса мы судим на основании того, насколько хорошо он служит достижению заявленной цели. А цель духовной практики, как постулирует индийская философия, это – достижение мокши. Если цель не ясна, то и не ясно, хороша ли практика. Стоит ли ей заниматься.
Итак, проанализировав различные источники, я пришел к выводу, что понятие «мокша» имеет разные толкования в зависимости от различных точек зрения.
1. С точки зрения Дживы (малого круга) Мокша – это очень приятное состояние достижения желаемого. В апогее это состояние достижения Брахмана. Но так как представление о Брахмане (объекте стремления Дживы) могут быть самыми различными и вполне конкретными, то можно сказать, что это вообще состояние достижения любой цели. Например, хотели вы заработать 100.000 и вы их заработали. Ваше желание исполнилось. Процесс заработка увенчался успехом. Он завершен. И вы, по идее, теперь свободны от этого процесса. Вы вне сансары. Однако, испытывать это наслаждение состоянием самодовольства можно только до тех пор, пока не появилась новая мечта. Ведь мы помним, что Брахман всегда может «убежать» дальше в бесконечность, предстать в еще более великолепной и соблазнительной форме. И чтоб не покинуть это состояние довольства существует множество практик ограничения своих желаний, отречения от потенциальных желаний, удовлетворенности тем, что имеешь, и так далее. Если честно, состояние довольно зыбкое. Чуть расслабился и прощай удовлетворенность. Здравствуй сансара.
2. С точки зрения Брахмана (большого круга), то есть Дживы условно достигшей Брахмана, мокша – это состояние осознания тождественности Дживы и Брахмана (большого и малого круга). Когда человек получает то, что хочет, он может осознать, что он получил сейчас, по сути, тождественно тому, что он имел ранее и тождественно тому, что он мог бы приобрести в будущем. Например, вы стали зарабатывать 100.000, как и хотели. Однако, вместе с доходом возросли и расходы. Вы стали зарабатывать больше, но и тратить тоже больше. И в этот момент можно осознать, что тоже самое было и при 10.000 дохода. А также это ситуация может повториться и при доходе в 1.000.000. И так до бесконечности. Вы понимаете, что любая сумма, которой вы бы ни обладали – есть лишь отметка на прямой из бесконечности в бесконечность. Это осознание «освобождает» вас от иллюзии необходимости карабкаться по склону финансового успеха. Вы становитесь Брахманом, тем, кто находится везде и нигде одновременно. Вы удовлетворены любым своим состоянием и считаете себя всегда Совершенством. Это также очень приятное состояние. Для закрепления в этом состоянии существует также множество практик. В основном это осознанная фокусировка внимания на Брахмане, то есть принципе бесконечности, недопущение ниспадения в ограниченное мышление Дживы (малого круга). Мешает пребыванию в этом состоянии две вещи: возможность опять увлечься какими-нибудь мелочами с одной стороны и, как ни странно, еще более высокое осознание того, что даже бесконечность – это всего лишь условность.
3. С точки зрения Атмана (листа бумаги) мокша – это освобождение от иллюзии излишней значимости мира объективной реальности (рисунков на листе). Джива осознает свою непосредственную причастность, как Атмана, к процессу построения всех своих убеждений. Если Брахман может приобретать любое состояние, то Атман может создавать сам факт (а с его точки зрения, видимость) существования любого состояния. Они отличаются примерно также как миллиардер отличается от Федерального резервного фонда. Атман – автор игры. Он может «напечатать» столько денег, сколько пожелает. И их большое количество для него не является само по себе целью, как для большинства участников рынка. Он бумажки превращает в деньги, а деньги в бумажки. Придает значимость тому, что пожелает, и насколько пожелает. Не сансара владеет им, а он владеет сансарой. Единственное, ради чего Он всё это делает – красота игры. И тот, кто считает себя таковым – Атман, чистое «Я». Красиво? По-моему, очень красиво!
Наблюдая всю эту картину со стороны может открыться «Абсолютное понимание Мокши», как суммы всех перечисленных состояний. Где Я – это и Атман, и Брахман, и Джива одновременно. От внимательного взгляда не может не ускользнуть, что во многих толкованиях этих высоко-абстрактных принципов складывается впечатление, что человеку, то есть нам с вами, предлагается пройти путь от Дживы к Брахману, а от Брахмана к Атману. Но, как ни странно, это не совсем так. Все эти условно отдельных состояния – суть одно и тоже. То есть Атман нисколько не боится становиться Дживой. То есть самоограничиваться. Напротив, Он делает это, делает осознанно, а вовсе не в следствие ошибки или неудачи. То есть наше привычное состояние, где мы считаем себя физическим телом, человеком с именем и формой – это нормально. Так и должно быть. Вся эта круговерть – игра воображения «Я». Здесь всё на своих местах.
И осознание этого принципа «Тройственного единства» - является основой Абсолютной Мокши, независящей ни от чего. Это вовсе не исключительно состояние достижения желаемого, как для Дживы, и не состояние бесконечного изменения как для Брахмана, и не состояние творческого всемогущества, как для Атмана, а всё вместе взятое. Любое состояние, даже то, что может казаться Дживе очевидно неприятным – это Мокша.
Откуда нам, людям, это известно? Ну конечно, от Аватаров.